Книжный переплет имеет многовековую историю и состоит из передней и задней крышек и корешка, их соединяющего. Они защищают сброшюрованные листы издания от внешних воздействий. Сзади и спереди книги вставляются сложенные на две части листы плотной бумаги, называемые форзацами. Они приклеиваются к внутренней части переплета и крайнему блоку брошюрованной книги. Форзацы предназначены для скрепления книги и ее художественного оформления. Для более надежного скрепления листов и украшения книги корешку блока крепится тесьма из шелка или хлопка.

Переплет не только соединяет, но и предохраняет тетради книжного блока. Твердый переплет появился на рубеже второго века нашей эры. В те времена переплетались первые книжные издания – кодексы. Переплет мог быть деревянным или глиняным, обтянутым не только кожей, но и тканью. Дорогие книги украшались особо, для этого использовалась слоновая кость, чеканка, драгоценные металлы, инкрустация камнями, дубленая замша белого цвета. Сами книги были рукописными, поэтому делались в единственном экземпляре.

Medieval-Leather-CoverТакже в качестве переплета использовался материал, по плотности напоминающий картон, состоящий из нескольких листов, склеенных между собой и обтянутых кожей. Но дешевле всего обходились именно деревянные переплеты.

В четвертом веке деятельность переплетчиков была усовершенствована и книги стали состоять не из одной тетради, а из нескольких. При этом первая тетрадь соединялась с последующими особым стежком, который также захватывал и переплет. Узор выглядел декоративно, что служило дополнительным украшением книги.

Для того, чтобы изготовить кожаный переплет, брали деревянную доску, на которую натягивали кусок мокрой кожи, на которой при помощи специально отчеканенного нагретого штампа делалось теснение. Книги того времени оснащались застежками, роль которых могли выполнять пряжки или обычные кожаные шнурки.

Более доступными книги стали лишь к 15 веку, когда развитие производства позволило выпускать их в большем количестве. Постепенно стали уходить в прошлое и роскошные переплеты, благодаря чему стоимость книг снижалась.

Тонкий бумажный переплет возник гораздо позже, лишь в конце 19 века, когда в Америке был запатентован способ крепления книжного блока при помощи клея. Широкого применения такая методика не нашла, так как используемый в качестве клея состав делал переплет ломким и книги быстро теряли форму. С годами изменилось не многое: из преимуществ такого переплета можно отметить лишь его дешевизну, в остальном же книга с трудом переживает одно прочтение, и то лишь при аккуратном ее использовании.

В каждой стране путь книжного переплета был свой. Собственные мастерские переплета чаще всего существовали при монастырях или крупных храмах, что и способствовало сохранению достойных экспонатов того времени. В основном те мастерские занимались книгами для церковных библиотек, хотя изредка осуществляли и светские заказы. Поэтому большинство образцов работы переплетчиков того времени связано с религиозной тематикой.

Лишь к началу прошлого века переплетное дело приобрело черты, схожие с современным мастерством. Несмотря на то, что во времена правления советской власти было много дискуссий о приоритетности определенных художественных направлений по оформлению книг, типы и виды переплетов остались неизменными.

Сегодня интерес к оригинальным переплетам возвращается, поэтому переплетные мастерские не сидят без дела. Естественно, что речь не идет о массовом производстве, особо дорогие экземпляры делаются по эксклюзивным заказам, например для частных библиотек.